Считающийся одним из самых красивых памятников, когда-либо построенных человечеством, Тадж-Махал представляет собой мавзолей, расположенный в городе Агра, Индия. Здание является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1983 года, а с 2007 года входит в список семи чудес современного мира.
Тадж-Махал является самой важной туристической достопримечательностью Индии и ежегодно принимает миллионы посетителей со всего мира. Его строительство связано с историей любви между императором Великих Моголов Шах-Джаханом и его третьей женой Мумтаз-Махал.
Как и его предшественники, могольский император Шах-Джахан при жизни несколько раз был женат. Однако ни одна из женщин, с которыми он встречался, не была так важна, как его третья жена, Арджуманд Бану Бегум, также известная как Мумтаз Махал. Ее имя означает «жемчужина дворца», и Тадж-Махал был построен в ее честь после того, как она умерла во время осложнений при родах с 14-м ребенком пары.
Когда в 17 веке был построен Тадж-Махал, большая часть северной Индии находилась под властью могольской империи через мусульманскую династию, вторгшуюся на несколько территорий в Центральной Азии. Одним из потомков этой династии был Шах-Джахан, пришедший к власти в 1628 году.
По словам историков, император имел большой интерес к архитектуре и зданиям и был в народе известен как «строитель чудес».
Союз между Джаханом и Махалой продлился 19 лет. Жена императора умерла всего в 39 лет в 1631 году. Шах-Джахан, опустошенный утратой, захотел построить в ее честь грандиозную гробницу, и в 1632 году началось строительство великолепного мавзолея. На создание этого символа вечной любви ушло почти два десятилетия, и когда император скончался в 1666 году, он тоже был похоронен в великолепном здании вместе со своей женой.
Тадж-Махал выделяется своими огромными плитами из белого мрамора и тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, украшающих его. В кропотливой работе орнамента были инкрустированы такие камни, как кварц, агаты, сапфиры, аметисты, бирюза, янтарь и лазурит, которые невозможно увидеть невооруженным глазом в украшениях мавзолея.
Однако по мусульманскому праву не разрешается украшать гробницы в декоративных целях. В этой культуре это означало бы неуместное выражение тщеславия. Этот закон объясняет, почему нижняя часть мавзолея намного проще верхней части, где стены выложены замысловатыми узорами и даже стихами, написанными декоративной каллиграфией.
Внутри гробниц, выставленных на обозрение посетителей, находятся не тела императоров. На самом деле они находятся на более низком и более простом этаже мавзолея.
Великолепное здание было вдохновлено элементами персидской, исламской и индийской архитектуры и дизайна с использованием материалов из разных частей Азии и Ближнего Востока. Около 20 000 человек работали над строительством Тадж-Махала, а около 1000 слонов помогали перевозить материалы.
Ориентировочная стоимость строительства Тадж-Махала в 17 веке составляла 32 миллиона индийских рупий. Если бы здание было построено сегодня, оно стоило бы около 52,8 миллиарда индийских рупий или около 827 миллионов долларов США.
Одной из самых больших достопримечательностей памятника, без сомнения, является величественный купол в форме луковицы. Он называется амруд и является характерной чертой исламских зданий.
Этот купол сделан из белого мрамора и украшен рельефным кольцом из цветов лотоса. Сооружение имеет высоту 35 метров и украшено золотыми деталями «шитья». На его вершине мы все еще можем видеть иглу, оканчивающуюся фигурой полумесяца. Сочетание структуры придает форму трезубца – одного из символов индуистского бога Шивы.
Другие вдовы императора похоронены во второстепенных мавзолеях в комплексе, где расположен Тадж-Махал. Здания строились преимущественно из камней красного цвета, что было гораздо более характерно для погребальных памятников того времени.
Дарваза — входное здание комплекса. Оно выполнено в типичном могольском стиле того периода и украшено геометрическими узорами на стенах. Еще два одинаковых здания расположены в торцах мавзолея. Одно представляет собой мечеть, а другое — так называемый джаваб, который изначально был построен для придания комплексу симметрии.
Персидский сад, известный как Чахар Баг, имеет площадь 320 х 300 метров, которая включает дорожек деревьев, клумб и водных путей, отражающих величественный памятник. В начале 20 века они претерпели изменения и реконструкцию, чтобы соответствовать стилю садов, существовавших в Лондоне, когда это место находилось под британским правлением. Это влияние изменений можно увидеть в том, как сад выглядит до сих пор.
Загрязнение — один из самых больших врагов сохранения памятника, который за столетия пожелтел. Поэтому правительство Индии ввело законы, запрещающие подъезд легковых и грузовых автомобилей к Тадж-Махалу. Вокруг мавзолея защищены тысячи квадратных километров, где выбросы CO2 тщательно контролируются, чтобы сохранить белый мрамор. Автомобили и автобусы должны оставаться на расстоянии 500 метров от мавзолея.
Сады Тадж-Махала разделены на квадранты, центральный бассейн идеально отражает здание и расположен точно посередине здания. Однако гробница Шах-Джахана расположена с западной стороны одного из торцов здания, что влияет на идеальную симметрию всей архитектуры и композиции комплекса. Расположение этой гробницы говорит о том, что император никогда не хотел, чтобы его там похоронили.
Историки считают, что Шах-Джахан планировал построить напротив Тадж-Махала еще один мавзолей, полностью сделанный из черного мрамора. Он хотел, чтобы его похоронили там. Однако, когда Джахан заболел, один из его сыновей объявил себя императором и заключил его в крепость в районе Агры.
Одна из прелестей памятника в том, что он постоянно меняет цвет, отражая естественный дневной свет. Утром солнце придает зданию оттенок серого и светло-розового. В полдень его можно увидеть в величественной белизне мрамора, а днем он представляет собой полупрозрачную синеву.
Архитекторы и мастера, работавшие над Тадж-Махалом, были мастерами пропорций и иллюзий. Когда посетитель подходит к главным воротам, памятник кажется чрезвычайно большим и широким. Когда мы направляемся к зданию, оно уменьшается в размерах на наших глазах. Это, конечно, оптическая иллюзия, придуманная архитекторами.
Хотя башни, окружающие мавзолей, кажутся совершенно вертикальными, на самом деле они наклонены наружу. Этот эффект обеспечивает эстетическое равновесие ландшафта, а также защищает главный памятник в случае землетрясения. Таким образом, башни не упадут на него.
Тадж-Махал является величайшим символом Индии и, следовательно, главной целью во время войны. Он был особенно уязвим в 20 веке. Во время Второй мировой войны и войн, бушевавших между Индией и Пакистаном в 1965 и 1971 годах, купол мавзолея был защищен бамбуковыми лесами.
Некоторые историки говорят, что вся конструкция мавзолея была закрыта. Однако фотографии этих периодов редки и показывают только защищенный купол. Намерение состояло в том, чтобы вражеские пилоты, пролетающие над регионом, видели только сплетение бамбука вместо величественного здания, и не бомбили его.
За девять лет до своей смерти Джахан сильно заболел. Двое его сыновей, Дара и Аурангзеб, начали политическую войну за то, кто станет его преемником на посту императора. В этом бою Джахан поддержал своего сына Дару, но в итоге победил Аурангзеб. Он убил своего брата и заточил отца в башне, не дав ему войти в Тадж-Махал. Несмотря на то, что в конце концов он был похоронен в построенном им мавзолее, в последние годы своей жизни Джахан мог восхищаться своими самыми великолепными работами только на расстоянии.
Хотя история сосредоточена на символе бессмертной любви Джахана к Махале, памятник также использовался как реклама его огромной имперской власти. Симметрия памятника, например, олицетворяла его абсолютную власть, а грандиозность и драгоценные украшения символизировали славу императорского правления.
Почитать еще статьи по теме